Новости

Зачем оформлять отношения на фотосъемку Time for Print (TFP)

Каждый фотограф и модель знакомы со съемкой TFP (Time for Print) или TFCD (Time for CD), в зависимости от носителя, на котором выражен результат интеллектуальной деятельности фотографа, но в эпоху цифровых технологий эти понятия стали взаимозаменяемыми и тождественными.

Суть данной съемки заключается в своеобразном некоммерческом сотрудничестве фотографа и модели, когда с целью получения ими фотоснимков они тратят свое время («время за фотографии»). В настоящей статье описывается практическая необходимость оформления отношений между участниками съемки на условиях TFP.

Релиз модели – что это

В большинстве случаев фотограф и модель стараются ограничиваться устными договоренностями, никак не оформляя свои отношения на съемку TFP, что чаще всего приводит к разногласиям из-за использования фотоснимков, поскольку законом охраняются не только фотография, но и изображение модели.

Как показывает практика, разногласия между участниками возникают не только из-за неправомерного использования фотоснимков, но и за безответственного отношения к процессу самой съемки. По общему правилу, если участники сьемки не оформляют отношения, фотографу должны принадлежать все права на фотографии, как автору. Однако это не совсем так, поскольку съемка условия TFP проводилась на некоммерческой основе и модель, не давшая согласия на использование своего изображения, может поставить под сомнение правомерность дальнейшего использования этих снимков. Получается, что имея права на снимки, но не имея согласия модели на использование ее изображения, реализовать фотографу свои права будет затруднительно, что ставит уже под сомнение целесообразность поведенной съемки на условиях TFP.

В любом случае участники съемки должны заботится о своих интересах, не ограничиваясь устными договоренностями, крайне желательно обличить свои отношения в письменный документ, так называемый релиз модели (model release) – соглашение между фотографом и моделью, регулирующее правила поведения участников съемки, оговорив не только условия проведения самой съемки, но и права на полученные снимки, пределы их использования.

Какие условия включить в релиз модели

Как отмечалось, суть съемки на условиях TFP заключается в некоммерческом сотрудничестве фотографа и модели, где за фотографом остаются все права на фотоснимки, их редактирование, публикацию, продажа и т.п., а модели предоставляются лишь некоторые права на использование фотоснимков в личных целях, не связанных с извлечением прибыли, ибо предоставление полного объема прав лишило бы практического смысла съемки TFP.

Самое главное, что следует отразить в релизе модели, так это условие проведения фотосьемки, объем исключительных прав фотографа на полученные снимки, согласие модели на использование ее изображения. При этом модель должна понимать, что ее согласие на использование изображения не отозвать обратно, за исключением использования снимков, порочащих ее честь и достоинство.

Считаю правильным в релизе модели указывать и моменты подготовки и процесса самой съемки, поскольку не исключено безответственное отношение, приводящее к неоправданным расходам на аренду студии, участие визажистов, стилистов и т.п.
В практике встречаются релизы, когда участники съемки TFP привлекают свидетелей при подписании релиза на случай спорных ситуаций. Однако делать это не обязательно, и без свидетеля релиз модели будет вполне обязывать стороны к надлежащему исполнению обязательств.

Съемка несовершеннолетних возможна на условиях TFP, но при наличии согласия хотя бы одного родителя. Здесь релиз модели с согласием на использование изображения несовершеннолетней модели подписывается родителем, а фотографу желательно взять копии паспорта родителя и свидетельства о рождении модели.

А зачем модели релиз

На первый взгляд покажется, что релиз модели необходим лишь фотографу, который печется за свое портфолио, но и это не совсем так, поскольку полученные фотоснимки будут использоваться фотографом в коммерческих.

Хотя модель не получает исключительных прав на снимки, таких которые есть у фотографа, но может получить определенную пользу от закрепления ее прав в релизе, к примеру, получение части прибыли от использования снимков в рекламе, либо исключение использования фотоснимков с ее изображением, к примеру, в эротических изданиях и т.п.

Для защиты от недобросовестности фотографа будет важным указать в релизе количество, срок и порядок передачи снимков фотографом. В практике достаточное количество споров из-за использования фотографических изображений в отсутствии или же неправильно составленного релиза модели, чаще всего скаченного с Интернета, который не имеет ничего общего с отечественным законодательством, поэтому здесь участникам съемки стоит внимательнее подходить к оформлению отношений между ними, оговорив в нем, как общие, так и особые условия.


Кожанов Виктор